Sobolev//Music

Количество подписчиков:
5013

Описание канала

Канал Олега Соболева о музыке, от академической до популярной.

Sobolev//Music 3466

1. Неофолк Признаюсь честно — с этой музыкой я знаком плохо. Никогда не пытался его изучить по одной причине: я много раз пробовал слушать консенсуальную классику жанра — и мне она кажется настолько плохой, что я боюсь себе представить, что же было в дебрях. Death In June, Sol Invictues, прочие все эти хмурые люди с гитарами и синтезаторами вызывают у меня полное недоумение насчет того, как это можно слушать и тем более любить. Несколько раз пытался включать группу Rome — ну это за пределами возможного. Мне такая музыка кажется беспросветно однообразной, неизобретательной, корявой, тягомотной и далее по списку. Что главное — это ровно тот жанр, для описания которого так и просится английское слово «cheesy»; это ровно такая музыка, при прослушивании которой испытываешь невероятный испанский стыд за тех, кто ее зачем-то записал. То, что неофолк обрел в некоторых кругах статус музыки «интеллектуальной», «для своих», особенно — обрел в России, мне кажется каким-то исключительно хтоническим социальным феноменом, умное обоснование которого я бы прочитал. По-моему, интеллектуальности в этой музыки ровно ноль, и она вся построена на каких-то заигрываниях с оккультизмом, историей и под руку попавшимися фетишами — причем осмыслены эти заигрывания хорошо бы на уровне школьника младших классов. 2. Додекафония и сериализм Ну что тут скажешь. Додекафония — это, конечно, важный этап истории академической музыки, тыры-пыры, но из додекафонной и сериальной музыки (которую нормально послушал) я по-настоящему люблю очень и очень мало сочинений. Причем, конечно, ни Шенберг, ни Берг, ни Веберн в число моих любимчиков не входят: музыка их, на мой взгляд, настолько жестко стянута корсетом исторических и личных амбиций, психозов и австрийской с немецкой традициями, что сейчас кажется в лучшем случае памятником давно ушедшей эры, в худшем — немного анекдотом. А вот, скажем, у Луиджи Даллапикколы музыка, на мой взгляд, настолько свободна и закрадывается под кожу, что его вещи я ценю куда сильней. То же самое могу сказать о Бруно Мадерне, да и вообще о многих других итальянцах, были ли они тотальными последователями сериальной техники, или просто ее иногда использовали. Поздний Стравинский мне кажется гениальней всего остального Стравинского. Поздний Копланд (которого мало кто знает) — тоже. Любимый автор — ранний Джордж Рохберг. Можно продолжить: выдающихся (в любом плане) композиторов-сериалистов было слишком много, и тут явно не хватит места их перечислять. К тому же, возможно я просто не очень хорошо понимаю всю эту музыку (теоретического багажа не хватает), чтобы ее как-то правильно расслышать. 3. Альбом «Pet Sounds» группы The Beach Boys, его инновации и его влияние на поп-музыку. Честно говоря — настолько объемная тема, что можно книгу писать. Впрочем, не сомневаюсь, что книги эти уже написаны, и их можно почитать, а я выскажусь про две вещи, которые в нем мне кажутся важными. Первое — это уникальная для того времени поп-пластинка, на которой песни не могут существовать отдельно от звука, в которой фактура музыки и пойманное магнитной пленкой представление о ней — неотделимы от структуры песен, их мелодий и всего прочего. Об этом на момент 1966 года мало кто вообще задумывался в мире международной поп-музыки — а Брайан Уилсон все уже сделал. Второе — это пластинка о том, как можно свалиться в пучину депрессии и одновременно — о фальшивости мечты о Калифорнии как о рае. Мечты, которую The Beach Boys именно в таком варианте всегда и транслировали миру. Самые относительно жизнерадостные и оптимистичные песни идут сначала, а потом — уже песни жесткие, откровенно безрадостные и о том, как можно запросто запутаться во всем на свете. Заканчивается альбом собачьим лаем. Все плохо. Оказал ли влияние этот альбом на «Сержанта Пеппера», как интересуется задавший этот вопрос читатель? Ну да — как и на всю последующую музыку 60-х, особенно — британскую, где его и полюбили сначала (американцам он казался слишком искусным). При этом к его психологизму вообще мало кто из поп-музыкантов эпохи подошел близко, а может — не подошел вообще.

April 20, 2017 10:14
Sobolev//Music 3471

4. Dylan Goes Electric (выступление Боба Дилана на фестивале в Ньюпорте в 1965-м году) Для тех, кто не в курсе: Боб Дилан в 65-м приехал на фолк-фестиваль, где отыграл сет песен в электричестве — и тогдашнее фолк-движение (чудовищно сильная по тем временам культурная масса) его чуть не убило. Один из моих любимых писателей о музыке Элайджа Уолд пару лет назад выпустил книгу, которая так и озаглавлена — «Dylan Goes Electric!», и в которой в принципе есть все, что вы хотите знать об этом событии, его влиянии на мир и вообще, отчасти, про Дилана. Уолд убедительно доказывает, что это выступление для Дилана было ключевым в его карьере, и что через его осмысление лежит путь к разгадкам вообще всех вопросов, что у вас про него накопились — но мне все равно эта часть жизни Дилана так никогда и не казалась какой-то знаменательной. Для меня Ньюпорт ‘65 — это витрина, заявление, такая очень показательная штука про отношение Дилана к Большим Вещам (ровно настолько же, насколько показательна вся его история с Нобелевкой). По-моему, лучше о Ньюпорте не думать лишний раз — а переслушать в пятьсот миллионный раз «Bringing It All Back Home» или «Highway 61 Revisited». 5. Перспективы русского рока формата "Нашего радио” Совершенно без понятия. Надеюсь, самые ужасные. Буду только за, если эта музыка будет забыта навсегда вне контекста всенародного культурного позора, а у Михаила Козырева за нее отберут любое место у микрофона по любому поводу. 6.Неочевидные сочинения Сибелиуса Их очень и очень много. Сибелиуса вообще знают почти все только как симфониста — при этом как минимум его хоральная и камерная музыка стоят большого внимания. Я бы посоветовал, конечно, изучить в первую очередь струнные квартеты, начиная с самого известного, «Сокровенные голоса», и заканчивая версией «Andante festivo». Их для огромного проекта лейбла BIS, в котором издали вообще все, что Сибелиус написал, даже какие-то невразумительные отрывки, записал Tempera Quartet — группа девушек, как раз на этой музыке специализирующихся. У них вполне пристойное (на мой дилетантский слух) исполнение. Вообще же, вот в этом проекте BIS (он называется «Sibelius Edition») много интересного, причем шедевры встречаются там, где не ждешь: скажем, какие-то пустяшки, которые Сибелиус в начале карьеры писал для духовых оркестров, оказываются просто сногсшибательными.

April 20, 2017 10:30
Sobolev//Music 4213

7. Ленинградский рок-клуб Люди моего поколения (мне 29) если и прониклись Ленинградским рок-клубом, то в детстве. Я же в детстве слушал других музыкантов — и полюбить смог совсем немного музыки входивших в него в разное время групп. Очень ценю «Аквариум» до альбома «Равноденствие» (гениальнейшего) включительно. У раннего Цоя есть прекрасные песни. «Аукцыон» — это, понятное дело, величина. Что-то еще местами — но в основном у больших имен. Сколь я не слушал людей с репутацией поменьше — типа «АВИА» или там группы «Объект насмешек», все мне казалось довольно плохим. Что убивает в большинстве питерской рок-музыки в принципе — так это чудовищный звук, который остался в 80-х. Музыку эту как по эмоциональному посылу, так и по музыкальному содержанию делали не для вечности, а для современности, а это, на мой взгляд, в долгосрочной перспективе этой самой музыке пользы не приносит. 8. Отказ Radiohead приезжать в Россию Я так понимаю, что причины того, почему Radiohead к нам не едут, так и остаются непонятыми. На мой взгляд, их и понимать не надо. Группа эта вам и нам ровным счетом ничего не должна и может действовать, как хочет и как ей заблагорассудится. Политика? Денег мало дают? Просто неохота? Тому Йорку вреден климат в средней полосе России? Да что угодно — какая, в общем, разница. Мне вот совсем все равно, потому что я группу эту не люблю, не слушаю и на концерт вряд ли пойду, даже если мне за это заплатят. Но и поклонникам, думаю, тоже уже побоку: многие из них уже съездили куда-нибудь в Европу их послушать, а у многих других такой шанс еще выдастся. 9. Детройтская музыка Богом проклятый город Детройт подарил этому миру так много разной музыки, сколько не дарили иные более успешные в финансовом и общебытовом плане города. Motown — один из лучших лейблов в истории. Джон Ли Хукер — бог. Гаражная сцена Детройта — невероятная. Рэп — ну одного Эминема и одного Джей Диллы хватит уже для места в истории. Техно — это вообще совершенно отдельный мир, который изучать надо от и до каждому законопослушному гражданину и каждой законопослушной гражданке. Я, кстати говоря, последние месяц чаще всего слушаю группу Drexciya, которые тоже из Детройта и которые тоже делали техно (грубо говоря). Вот ее искренне советую послушать всем, кто никогда о ней не слышал, и переслушать — тем, кто о ней осведомлен. В общем, Детройт в музыкальном плане – 10/10. 10. Минимализм на конкретном примере Мартынова и Пярта Опять же: минимализм — тема для отдельной сотни постов. Выскажусь про упомянутых в вопросе людей. Владимир Иванович — невероятно интересный собеседник, дружелюбнейший человек, все дела, но музыка его — просто ад. Я буквально не знаю ни одного его хорошего сочинения: все — топорно, тупо, глупо, оглушительно прямолинейно, затянуто до предела. Последнее из тех, что я слышал — оркестровая версия «Танцев с умершим другом». Слушал на концерте и еле досидел до конца: в этом сочинении было буквально ноль интересных решений, а единственные источавшие свет мысли были докручены до состояния мусора. В США и Европе найдется примерно три сотни постминималистов, каждое сочинение которых убирает Мартынова полностью уже на уровне замысла. Пярт — может быть, получше, но только потому что его ранние, неминималистичные вещи куда лучше аналогичных у Мартынова (который и как авангардист был ужасен). Его же «взрослый», самый известный период — это, по-моему, анекдот и музыкальный аналог знахарей в деревнях, гомеопатов, сектантов-нлошников, экстрасенсов и прочих схожих вещей. «Духовная» и «высокая» музыка, оказывающаяся на поверку абсолютно фоновой , какими-то звуковыми обоями. А так — многих минималистов я очень люблю, прямо очень. Расскажу, кстати, каких именно — буквально на днях.

April 20, 2017 10:56
Sobolev//Music 4148

Всем спасибо! Надеюсь, никого не обидел. Продолжим вещание, оставайтесь с нами.

April 20, 2017 10:56
Sobolev//Music 4796

На прошлой неделе вышел вот такой мой материал в Коммерсантъ Weekend. Это большая (правда) хроника самых значимых событий в поп-музыке 1967 года. Отчасти, кончено, жаль, что место джазу или классике там почти не нашлось, с другой стороны — 1967 год все-таки примечателен именно песнями на радио. Когда материал планировался и писался, похожий по смыслу проект на Кольте еще не был опубликован. Это просто совпадение, да и идея не так уж оригинальна. https://www.kommersant.ru/doc/3256142

April 20, 2017 15:02
Sobolev//Music 4885

Так вот, про минималистов. Мои друзья, серия вечеринок «ПИКА-ПИКА» несколько лет назад придумали делать в Москве простую вещь — вечеринки с конкретной и всегда меняющейся тематикой, чаще всего — далеко не самой очевидной и банальной. Но вот тем, что будет творится под их руководством в субботу на «Стрелке», они себя превзошли. Называться будет это все «ПИКА-ПИКА НА МИНИМАЛКАХ» — и это правда будет ночная вечеринка под минимализм, как сугубо академический, так и электронно-популярный. Я там буду играть и, надеюсь, выберу какое-нибудь одно произведение — поставить да пойти пива выпить. Интересно, правда, какое. Вот, скажем, хороший вариант.

April 20, 2017 20:53
Sobolev//Music 5196

https://www.youtube.com/watch?v=f0WaNVgJqCU

April 20, 2017 20:53
Sobolev//Music 5350

Или вот. Тоже дело. Минимализм ли это? Какая разница. Хотя наверное — да. Почему — потом поясню. https://www.youtube.com/watch?v=uHI4k_sRUqw

April 20, 2017 21:04
Sobolev//Music 7185

Да и тут местами что-то такое происходит. Иногда. Но в целом, конечно, другое, но музыка-то отличная. Попробуйте только поспорить! (Для пущего эффекта — обязательно смотреть с видеосопровождением.) https://www.youtube.com/watch?v=aTxcdQSKJp0

April 20, 2017 21:07
Sobolev//Music 7254

А если кто-то найдет произведение Элвина Синглтона «Shadows» в таком варианте, что можно будет вставить сюда — обниму и расцелую. Не найдет — значит, сами, увы, ищите. Вещь эта феноменальная, для тональной музыки, сделанной в 1980-х годах — просто впереди всего паровоза. Да и композитор — чернокожий, за это отдельные бонусы.

April 20, 2017 21:11